​25 ноября на Аллее Славы городского кладбища в г. Душанбе прошел субботник, посвященный 82-ой годовщине начала контрнаступления Красной Армии в битве под Москвой. Преподаватели и студенты Филиала активно присоединились к данному мероприятию. Кадры с субботника.


 Немного об истории Аллеи Славы г. Душанбе

Многие слышали о мемориальной добровольческой группе «Память-201», которая занимается поиском и восстановлением воинских захоронений на столичном русском кладбище. Но мало кто знает, что её руководитель Гафур Шерматов изначально делал это в одиночку.

«Я начал поиск захоронений военнослужащих Красной Армии, умерших от ранений на Центральном городском кладбище, так как посчитал это своим долгом. Мы должны передавать память о них, о войне по наследству и никогда не забывать о победе над фашизмом», – рассказывает военный историк, писатель, и наш автор Гафур Шерматов, который вот уже 13 лет является основателем и руководителем группы «Память-201».

В тяжкую пору

«В годы Великой Отечественной войны только в Сталинабаде (Душанбе) находилось 22 эвакогоспиталя. Тяжелораненых: обожженных летчиков, танкистов, моряков, раненых с увечьями, кто не мог вернуться на фронт, отправляли на лечение в Таджикистан», - рассказывает историк.

Столица республики входила в один из самых насыщенных по количеству эвакогоспиталей городов СССР. Душанбе можно по праву считать городом военно-медицинской славы.

За первые  полгода войны в городе было развернуто 5 эвакогоспиталей. А всего в годы войны в городе размещалось 17 эвакуационных госпиталя. Более пятидесяти тысяч раненых и больных бойцов прошли здесь лечение. 

Катастрофически не хватало зданий для госпиталей, был острый дефицит жилья, поэтому эвакогоспитали размещались в административных зданиях и школах. 

«Сейчас уже доподлинно известно, что большой приток раненых пришелся на 1942 год. Это были защитники Сталинграда, Севастополя, Одессы и Кавказа», - говорит историк.

 

Имена на обелисках

К сожалению, 130 бойцов и командиров Красной Армии, несмотря на предпринимаемое лечение, скончались. Для их захоронения городскими властями того времени на кладбище был выделен специальный участок. 

Над каждой могилой советского воина устанавливался стандартный бетонный воинский обелиск, и краской наносились его фамилия и имя. Но за прошедшие послевоенные годы имена на обелисках стерлись. Время и непогода обезличили памятники. 

«Уже в победном, 1945-м, только кладбищенские служащие по своим записям и по памяти могли определить, где похоронен, например, Тухановский, а где Абрамов. Но где спустя 73 года найти этих служащих с их записями?, – отмечает Шерматов. – Как много было упущено, и как безжалостно время, не пощадившее имена защитников Отечества! Вот почему здесь, на православном кладбище, теперь так много столбиков из бетона с табличками «неизвестный солдат» или «неизвестный офицер».

 

Невольное обезличивание бойцов

В 1975 году в Душанбе в парке Победы был открыт мемориальный комплекс и огонь Вечной славы павшим воинам. Останки воинов, умерших в эвакогоспиталях, были перезахоронены в мемориальном комплексе «Родина - мать» парка Победы. Но как, уже установлено, 23 могилы защитников Отечества остались на специальном участке для воинских захоронений.

Документы о захороненных воинах сгорели в годы гражданского противостояния, но членам группы удалось восстановить все 130 имён и фамилий. Вот только кто и где именно лежит по документам, узнать невозможно. 

Первые несколько захоронений Гафур Шерматов привёл в порядок за свой счёт. В дальнейшем к работе подключилось командование 201-ой российской военной базы и посольство России в Таджикистане. Так и была создана добровольческая группа. 

Общими усилиями в порядок были приведены «Аллея Славы» и «Аллея почетных захоронений», и в общей сложности отреставрировано 500 могил.

 

Работа на пять лет

Поиски захоронений Гафур Ашурович начал в 2010 году в одиночку. Тогда он собирал информацию о местонахождении обелисков посредством общения со старыми работниками кладбища и столичными старожилами.

Пожилые русскоязычные душанбинцы видели обелиски будучи юными, а у некоторых сохранились фотографии «Аллеи славы». Кстати, когда-то там октябрят принимали в пионеры.

 «Мне захотелось найти эти захоронения, так как знал, что на душанбинском погосте лежало 130 бойцов и командиров Красной армии, Мне нужно было найти этих людей - это важно для истории республики, и для меня лично, - отмечает Шерматов. - Долг историка – найти и обозначить эти места, начав за ними ухаживать и подавая пример потомкам. Когда мне удалось найти места воинских захоронений 1941-1945 гг, это было очень волнительно».

Однако найденные обелиски были словно вдавлены в землю, а вокруг всё выглядело заброшенным и заросшим. Вместо аллеи – непролазные дебри. И работа по облагораживанию «Аллеи славы» растянулась на 5 лет. 

Пришлось рубить переплетенные сучья деревьев и кустарников, выкорчевывать пни, дергать траву, покрывать дорожки бетоном, чинить и красить оградки, восстанавливать памятники и таблички. 

Историк признаётся, что ему горько оттого, что вандалы, крадущие калитки и оградки на металлолом, не щадят и захоронения, уход за которыми взяла на себя группа «Память-201». 

Ухаживать некому

На «Аллее славы» лежат останки 23 бойцов и командиров Красной Армии, умерших в эвакогоспиталях, Герои Советского Союза, военнослужащие-фронтовики 201-й Гатчинской мотострелковой дивизии. А рядом  расположена «Аллея почетных захоронений», где лежат заслуженные люди Таджикистана и СССР, но и их могилы оказались заброшенными.

Случилось это после того, как на Лучобе было организовано отдельное кладбище почетных захоронений, где за могилами ухаживают кладбищенские служители.

А вот за захоронениями на «Аллее почетных захоронений» не ухаживает никто, а ведь там похоронены, в частности, профессор-хирург Комил Таджиев, известный поэт Мухаммаджон Рахими, режиссер Борис Кимягаров, профессор Леонид Парадоксов, Александр Соловьёв – основатель  института астрофизики и таджикской обсерватории, строитель большого Памирского тракта Александр Мазаев, профессор-ботаник, географ и геоботаник Кирилл Станюкович, писатель Абдулкосим Дехоти и многие другие.

Конечно, уход за захоронениями известных людей страны должен вестись городскими службами, что подразумевает финансирование для содержания могил. 

Группа «Память-201» – кто они?

Изначально в добровольческой группе «Память-201» во главе с Гафуром Шерматовым было всего 5 человек, затем 10. Состав группы постоянно меняется, так как люди приезжают из России на службу, а отслужив, уезжают обратно.

«Когда ребята приезжают из России и видят Центральное городское кладбище, в первую очередь удивляются его размерам. Ведь сколько же русских людей жили здесь, в Душанбе!, – рассказывает историк. – И есть от чего испытать шок: здесь, на 120 гектарах земли, около 1,5 млн православных захоронений, первые из которых появились в 1933 году».

Костяк мемориальной добровольческой группы «Память-201» – это военнослужащие и служащие 201-ой военной базы РФ и сотрудники посольства, представители российских организаций, воины-интернационалисты, ветеранские организации республики, а также неравнодушные граждане, студенты, регулярно принимающие участие в памятных акциях, поисковых мероприятиях, субботниках. В среднем, это более сотни человек, понимающих важность сохранения истории для потомков.


В дни памятных дат на «Аллее славы» ежегодно проводятся мемориальные акции и субботники. 

В День памяти и скорби 22 июня проходит акция «Звезда памяти», когда добровольцы мемориальной группы «зажигают» звезды на обелисках - красят их в красный цвет. А представители российского посольства и совет ветеранов в торжественной обстановке зажигают свечи на могилах неизвестных солдат. 

В 2020 году активные участники группы «Память-201» были награждены медалями в честь 75-летия Победы от посольства России в Таджикистане.